Приятно работать с такими людьми =)
Курс, говорят, тоже огонь 😊 💬 Алексей Владимирович Уткин, кандидат химических наук, старший научный сотрудник ИХТТМ СО РАН, преподает новый курс в магистратуре НГУ по программе "Химическое материаловедение".
Чем хорош его предмет, почему раньше его не было в университете, и куда студент может пойти с этими знаниями - читайте в интервью👇🏻
📌 - Курс, который я читаю в текущем семестре, называется "Высокотемпературные материалы". Это новый предмет для НГУ, он посвящен конструкционным и функциональным материалам, предназначенным для работы при высоких температурах. Для разных групп материалов это разные температуры; например, для металлов и сплавов - это температуры порядка 1000°С; для керамики и углеродных материалов - это уже температуры, приближающиеся к 2000°С. Количество индивидуальных веществ, которые могут работать при таких высоких температурах, совсем невелико, буквально несколько десятков веществ, поэтому высокотемпературные материалы часто представляют собой композиты, состоящие из нескольких соединений.
Я стараюсь рассмотреть в курсе широкий спектр материалов: тугоплавкие металлы, жаропрочные сплавы, интерметаллиды, огнеупорная керамика, графит и так далее. Но, в первую очередь, все рассматриваемые материалы - рекордсмены по своей температурной стойкости в каждом классе.
📌 - Зачем нужен этот курс?
- Прежде всего, высокотемпературные применения таких материалов, а именно авиационное двигателестроение, ракетно-космическая техника и ядерная промышленность, содержат в себе самую передовую науку, которую, безусловно, должен понимать современный химик-материаловед. В рамках этого курса мы также рассматриваем различные аспекты, касающиеся термостойкости материалов, их механической прочности и механизмов деградации этих свойств с течением времени, что может быть полезно и в работах, не сталкивающихся непосредственно с высокими температурами.
📌 - Почему этого курса не было раньше?
- Наверное потому, что в последние годы университет, как и институты СО РАН, уделяют все больше внимания прикладным исследованиям, вследствие чего классическая модель образования НГУ трансформируется. Я думаю, что раньше для успешной научной работы студентам хватало базовых фундаментальных курсов университета и дипломной практики в институтах СО РАН.
Сейчас наука сближается с производством, появляются новые направления, находящиеся на стыке разных областей науки, что и требует подготовки специалистов в новых областях. Например, исследовательская группа ИХТТМ СО РАН, в которой работаю я, в последние годы стала активно заниматься высокотемпературными керамическими материалами для авиационного двигателестроения. Раньше мы обучали своих студентов-дипломников и аспирантов, например, химии высоких температур и механике разрушения во время практики в Институте, а теперь, основы этих знаний можно будет получить еще во время обучения в университете.
📌 - Куда студенты могут пойти работать после вашего курса?
- В первую очередь, конечно, наш новый курс рассчитан на подготовку будущих научных сотрудников. И в институтах СО РАН есть немало научных групп, так или иначе работающих с высокотемпературными материалами.
Кроме того, специалистами в области высокотемпературных материалов могли бы заинтересоваться предприятия, работающие в отрасли авиационного двигателестроения, ракетокосмической техники и ядерной промышленности. В каждом крупном предприятии, представляющем эти отрасли, есть отдел, занимающийся внедрением новых материалов как собственной разработки, так и созданных в сотрудничестве с научными институтами. И там тоже нужны химики, технологи, материаловеды, которые могли бы принести свои новые идеи.
📌 - Чем вы заинтересовываете своих студентов?
- Для своих лекций, помимо классических учебников, я стараюсь брать максимум актуальной информации из современной научной литературы. Это необходимо, в первую очередь, потому что часто уже известные данные со временем обновляются, меняются и уточняются. Например, за звание самого тугоплавкого бинарного соединения в научной литературе уже много лет идет борьба между карбидами гафния (HfC) и тантала (TaC), что связано со сложностью постановки эксперимента и точностью измерения такой высокой температуры (~3900°C). Кроме того, я пытаюсь заинтересовать слушателя тем, что стараюсь разнообразить материал, например, примерами из жизни или историческими аспектами. Стараюсь подавать материал так, чтобы студенты работали вместе со мной, отвечали на мои вопросы и задавали свои, формулировали «заявки» на темы будущих лекций.
#ИХТТМ #магистратура #химическое материаловедение #сотрудники